ИСТОРИЯ АСТРОНОМИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ПУЛКОВСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ

С.В. ТОЛБИН

ГЛАВНАЯ (ПУЛКОВСКАЯ) АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ РАН

РОССИЯ, tolbin@gaoran.ru


The history of Astronomical museum of Pulkovo Observatory.

S. Tolbin

The Central (Pulkovo) Astronomical Observatory RAS

The history of the origination of Astronomical museum in Pulkovo Observatory is narrated.

Its funds and modern activity of the museum is described.


Главная астрономическая обсерватория Российской Академии наук, известная как Пулковская обсерватория, является одной из крупнейших обсерваторий мира.

7 (19) августа 1839 г., на холме высотой 76 метров над уровнем моря, расположенном в 19 км. к югу от центра Санкт-Петербурга, состоялось торжественное открытие новой Российской астрономической обсерватории, которая, благодаря исключительно высокой точности проводившихся в ней наблюдений и широте научных исследований, вскоре заслужила всемирную славу и, по выражению известного американского астронома Б. Гулда, получила почетное звание «Астрономической столицы мира».

Обсерватория была создана по инициативе и указу императора Николая I при непосредственном участии выдающегося ученого-астронома академика В.Я. Струве, который и стал ее первым директором.

Главное здание Пулковской обсерватории, построенное в 1834–1839 годах по проекту видного архитектора XIX века А.П. Брюллова, является научно-историческим и архитектурным памятником, выдающимся образцом русского классицизма в архитектуре.


История Астрономического музея Пулковской обсерватории началась более 120 лет назад (1884 г.), когда академик Отто Васильевич Струве, сын основателя обсерватории и её второй директор, предложил создать в её стенах исторический музей астрономических инструментов.

В эти годы в Пулковской обсерватории происходило знаменательное событие – шла установка крупнейшего в мире 30-дюймового телескопа-рефрактора. Для него архитектором Видовым был построен гигантский павильон.

В своем отчёте 1884 года О.В. Струве писал: «… каменная часть башни для нового рефрактора окружена внешнею каменною стеною, для защиты внутренней стены от прямого влияния солнечных лучей, снежных заносов и непогод. Таким образом образовалась вокруг башни довольно просторная галерея, не имеющая особого назначения, так как с одной стороны ее устройство не позволяет пользоваться ею для наблюдений, а с другой она непригодна для кабинетных работ, потому что не должна быть отапливаема. При таких обстоятельствах, надеюсь, Комитет одобрит предложение, которое я имею сделать относительно употребления её. Кратко говоря, я желаю превратить эту галерею в исторический музей астрономических инструментов» [1].

К тому времени за 45 лет своей интенсивной и разнообразной астрономической деятельности Пулковская обсерватория накопила «… довольно значительное число инструментов устарелого устройства и вышедших поэтому из употребления» [1]. Эта коллекция стала основой для предложенного музея.

Стоит отметить, что ещё в конце 1883 г. О.В. Струве, при содействии одного из видных сотрудников Обсерватории, будущего её директора, академика О.А. Баклунда, по поручению Физико-математического отделения Академии наук, освидетельствовал собрание старых инструментов Малой Академической обсерватории (располагавшейся в здании Кунсткамеры) и пришёл к выводу, что эти инструменты настолько устарели, что даже новейшие из них не имеют значения для прямых астрономических задач. В своей докладной записке О.В. Струве, констатировал, что собрание этих инструментов имеет «… высокий интерес в историческом отношении, представляя постепенное развитие оптики и техники астрономических инструментов с середины прошлого столетия по 1830 год» [2].

По ходатайству О.В. Струве и последующему решению Академии наук в исторический музей Николаевской Главной обсерватории было передано собрание старинных инструментов бывшей Малой Академической обсерватории вместе с инструментами из упраздненной в 1882 г. Виленской обсерватории, большая часть имущества которой погибло при пожаре 1877 года.. Таким образом, в фонды музея дополнительно вошло «… около 60 нумеров разных инструментов, принадлежащих промежутку времени с 1747 года, в котором сгорела первая Академическая обсерватория, по 1830 год » [1]. В этом пожаре, к сожалению, погибли наиболее старинные инструменты первой Академической обсерватории. Сохранились, в основном, те, которые в это время находились вне стен обсерватории и использовались для выполнения астрономо-геодезических работ.

Все инструменты нового музея, усилиями астрономов Пулковской обсерватории Вагнера и Баклунда, были приведены в порядок и классифицированы. При этом была проведена их атрибуция и, почти для всех инструментов, было определено время изготовления и имя мастера. Представляет интерес список всех инструментов музея, который был опубликован в отчете директора Пулковской обсерватории за 1886 г. [3].

Большей частью инструменты этой коллекции принадлежали второй половине XVIII века и включали зрительные трубы Долланда, рефлекторы Шорта и квадранты Сиссона, приобретенные Академией «… по случаю достопамятных экспедиций, снаряженных Императрицею Екатериною II для наблюдения прохождения Венеры в 1769 году» [4]. Среди них были также инструменты, относящиеся ко времени Петра Великого.

Сохранилось несколько фотографий с экспонатами этого музея, среди которых можно увидеть стоящие на стеллажах различные телескопы, астрометрические и геодезические инструменты того времени, звездный глобус и уникальный планетарий XVIII в. работы английского механика Георга Адамса.

В юбилейном сборнике к 100-летию Пулковской обсерватории, в статье известного астронома Андрея Антоновича Немиро [2], последнего предвоенного директора музея, приведено краткое описание наиболее интересных в историческом отношении экспонатов музея. Среди них автор статьи отметил квадранты работы Бэттерфильда и Эдмунда Кульперера, которые использовались ещё в петровское время для проведения географических и геодезических работ, а также стенной квадрант в 8 футов радиусом и пассажный инструмент знаменитого английского механика Берда, которые были выдающимися образцами астрометрического приборостроения середины XVIII века. В собрании музея хранились квадранты Рамсдена, пассажный инструмент работы Траутона, повторительный круг и оригинальный по конструкции универсальный инструмент Траутона и Симмса начала XIX века. А пассажный инструмент и меридианный круг работы немецкого механика Эртеля были фактически прототипами будущих знаменитых больших меридианных инструментов Пулковской обсерватории.

В музее имелись также рефлекторы, созданные знаменитым Гершелем - металлическое зеркало 20-футового Гершелевского телескопа, зеркало от малого 10-футового рефлектора, подаренного Екатерине II английским королем Георгом III в 1795 г., и монтировка с трубой от малого 10-футового телескопа Гершеля (без зеркала), изображение которого приведено в статье В.Л. Ченакала [5].

Этот первый исторический музей астрономических инструментов Пулковской обсерватории, постоянно привлекавший к себе всеобщее внимание, просуществовал вплоть до Второй мировой войны и полностью погиб в результате обстрелов и бомбежек обсерватории в 1941 году. Полный перечень погибших экспонатов музея приведен в Актах об ущербе от 1944 г. [6].


Уникальным довоенным собранием Пулковской обсерватории, во многом сохранившимся до настоящего времени, является обширная художественная коллекция живописных портретов российских и зарубежных астрономов, ученых и механиков XIX-XX веков (последних именовали тогда художниками).

Начало портретной галереи было заложено самим основателем и первым директором Пулковской обсерватории В.Я. Струве. По его инициативе в 1839-1843 годах известным художником-портретистом XIX века Йенсеном было написано 18 портретов астрономов, включая самого В.Я. Струве и его коллег - Фусса, Шумахера, видных ученых - Гаусса, Бесселя, Джона Гершеля, Ганстена, Лаланда, Эйри, Саута, а также знаменитых механиков – Г. Репсольда и А. Репсольда и др. Тогда же пулковское собрание пополнилось портретами известных немецких механиков - Мерца, Эртеля и Штейнгеля, написанных с натуры в 1838 г. художником Эхтером, и копиями портретов Лапласа и Вильяма Гершеля. В дальнейшем, как это постоянно отмечалось в годовых отчетах Обсерватории, портретная галерея, усилиями следующих её директоров, постоянно пополнялась. Стоит отметить портреты знаменитых астрономов – Леверье (худ. Давердуинг, 1847 г.), Вишневского (худ. Чумаков,1854 г.), Аргеландера (худ. Бауш, 1869 г.), Ньюкомба (худ Ульке, 1886 г.), Скиапарелли (худ. Ландриани, 1888 г.), Баклунда (худ. Богданов-Бельский, 1900 г.), Гилла (худ. Э. Баклунд, 1907 г.), портрет В.Я.Струве, написанный с фотографии по заказу его сына О.В. Струве (худ. Тютрюмов, 1864 г.), а также два прекрасных портрета работы И.Н. Крамского – О.В. Струве (1887 г.) и А.Н. Савича (1879 г.). Всего до Второй мировой войны в собрании Пулковской обсерватории насчитывалось более 50 портретов.

Перед самым началом боевых действий под Ленинградом (летом 1941 г.), 35 наиболее ценных портретов, были вывезены и сданы на хранение в Эрмитаж [7], где они и находились всю войну, а затем полным списком вернулись в восстановленную Обсерваторию. Судьба остальных 20 портретов из довоенного собрания Обсерватории - Тихо де Браге, Галилея, Кеплера, Гюйгенса, Эйлера, Скиапарелли, Шуберта и др., осталась неизвестна. Они все упомянуты а Актах об ущербе от 1944 г. как погибшие [6]. В статье Щеголева Д.Е. [8] отмечено, что часть ценностей Пулковской обсерватории (включая портреты и, возможно, некоторые экспонаты исторического музея) были вывезены из Пулкова и вместе с другими художественными ценностями из пригородных дворцов Гатчины, Павловска, Пушкина, Петродворца и др., укрыты в подвалах Исаакиевского собора. Однако документальных свидетельств этому пока не найдено и послевоенная судьба этих вещей не известна. Интересно отметить, что недавно, совершенно неожиданно, отыскался один из утерянных Пулковских портретов – портрет Эйлера (копия с оригинала Гандмана, 1756 г.), который, в послевоенное время, был случайно приобретен в антикварном магазине в Ленинграде и сейчас находится в частном владении.

После открытия в 1954 г. восстановленной из руин Пулковской обсерватории, по специальному заказу, было написано более десятка новых портретов Пулковских астрономов (Белопольского, Иванова, Герасимовича, Белявского) и известных ученых прошлых веков (Ломоносова, Коперника, Кеплера, Ньютона, Галилея и др.), вместо утраченных. Эти работы были выполнены известными советскими художниками (Серовым, Орешниковым, Серебряным, Левитиным и др.) и, несомненно, представляют большую художественную ценность. В последние десятилетия портретная галерея Пулковской обсерватории постоянно пополнялась новыми произведениями – портретом Романской С.В. (худ. Морин), Крата В.А. и Крат Т.В. (худ. Орлов), двумя портретами Козырева Н.А. (худ. Пискарева и Ткаченко), Милана Штефаника (копия с портрета худ. Брунера, худ. Богаевская – дар президента Словакии Р. Шустера), Михайлова А.А. (худ. Пен Варлен ) и др.

В фондах музея сейчас также имеется большое количество живописных картин и графических работ с пейзажами и видами Пулковской обсерватории. Среди них документальные: «Руины Пулкова – 1944 г.» (худ. солдат Цветков) и «Пулковское шоссе в 1943 г.» (худ. медсестра Штессель), виды послевоенного Пулкова и его окрестностей (худ. Эвентов), многочисленные пейзажи, натюрморты и виды Пулкова (худ. научный сотрудник, астроном Крат Т.В.) и многие другие художественные работы различных авторов.

Среди художественных ценностей Пулковской обсерватории довоенного времени необходимо также отметить наличие в Обсерватории нескольких бюстов (Коперника и др.), которые погибли под бомбежками или были утеряны. Однако, после войны появились новые произведения: мраморный бюст Струве В.Я. (скульптор Теплов, 1965), гипсовые бюсты Михайлова А.А. (скульптор Сазоненко, 1982), Нумерова Б.В. (скульптор Долинская), Белопольского А.А., Бредихина Ф.А и др. Но самым знаменательным событием последнего времени было, конечно, возвращение в Обсерваторию мраморного бюста Высочайшего основателя Пулковской обсерватории императора Николая I (копия работы нем. скульптора Рауха, начало XIX в.). Он был заказан и приобретен для Пулковской обсерватории архитектором А.П. Брюлловым, и установлен в 1839 году в специальной нише южной стены Круглого зала Главного здания Обсерватории. В 30-е годы XX века бюст из Обсерватории исчез, и долгие десятилетия его судьба была неизвестна. Только в 2000 году, усилиями автора этой статьи и главного хранителя музея – Московченко Н.Я., бюст императора Николая I был найден в хранилищах Санкт-Петербургского филиала архива РАН и возвращен в Пулково.


Разрушенная в годы Второй мировой войны Пулковская обсерватория была полностью восстановлена в 1947–1953 годах под руководством выдающегося архитектора XX века А.В. Щусева и Главное здание приобрело свои прежние классические формы.

Однако второй этап в истории Астрономического музея наступил только в 1967 году, в год 50-летия Советской власти (при директоре, члене-корреспонденте РАН В.А. Крате), когда по инициативе ряда астрономов Пулковской обсерватории - Э.В. Кандрашова, Д.Е. Щеголева, Г.Г. Ленгауэра и др., музей был организован заново. Председателем Музейного комитета был назначен А.А. Немиро, который оставался на этом посту до конца своих дней, а Главным хранителем музея - Э.В. Кандрашов (на последующие одиннадцать лет), который внес неоценимый вклад в его становление и развитие.

Новая музейная экспозиция была размещена в кольцевой галерее Круглого зала Главного здания обсерватории, украшенного восстановленными интерьерами А.П. Брюллова. Энтузиастам удалось собрать и сохранить многие астрономические инструменты, приборы и документы, которые достаточно полно отражают историю развития наблюдательной, измерительной и вычислительной астрономической техники XIX-XX столетий и рассказывают об истории астрономии и её достижениях в этот период в самом Пулкове, в нашей стране и мире.

Первая послевоенная экспозиция музея была сформирована при содействии и активной поддержке разных организаций и в первую очередь Государственного Эрмитажа (Матвеев В.Ю.), с которыми, по-прежнему, поддерживаются тесные и плодотворные контакты. В сборнике, опубликованном к 150-летию Пулковской обсерватории, в статье Д.Е. Щеголева приведено подробное описание главных экспонатов, составивших новую коллекцию Астрономического музея Пулковской обсерватории [8].

В новой экспозиции, во многом сохранившейся и сейчас, были представлены, например, шедевры астрономической оптики – 15-ти дюймовый объектив Мерца и Малера (1839, Германия) и 30-ти дюймовый объектив Кларка (1888, США), менисковые телескопы конструкции Д.Д. Максутова, 32-дюймовый двухлинзовый фотографический объектив, параболическое 720 мм зеркало из нержавеющей стали – результат экспериментальных работ Д.Д. Максутова, при создании знаменитого 6-метрового рефлектора (БТА), трехпризменный спектрограф Тепфера, на котором выдающимся астрофизиком А.А. Белопольским (директором ГАО), были выполнены основополагающие спектроскопические работы.

Геодезические приборы и инструменты представлены, например, мерным жезлом на штативе компаратора базисного прибора В.Я. Струве, универсалом работы пулковского механика Брауэра, переносным пассажным инструментом Гербста и др. Астрономические часы - образцами интересных по конструкции солнечных часов и колец Гербста, Глазенапа, Михайлова, хронометрами Дента, Хаута, Вирена, Эриксона, которые использовались в многочисленных хронометрических экспедициях и при наблюдениях таких астрономических явлений, как, например, прохождение Венеры по диску Солнца в 1874 году. В экспозицию были также включены уникальные астрономические маятниковые часы Дента, Рифлера, Шорта, а затем первые кварцевые (1949 г.) и первые атомные часы (молекулярный стандарт частоты, 1962-1967 гг.).

Сегодня, как и раньше, среди экспонатов в многочисленных витринах и на стендах размещены различные измерительные приборы – денситометр Мартенса, координатно-измерительный прибор Репсольда, спектральный компаратор, использовавшийся А.А. Белопольским; вычислительная техника – механические арифмометры Однера и первые электромеханические арифмометры «Гаман-Селекта», «Мерседес-Эвклид», «Архимед»; макеты и модели телескопов – «Солнечной стратосферной астростанции», телескопа-рефлектора АЗТ-24, который сейчас успешно работает в Италии. И, наконец, представлен уникальный экспонат - 62 килограммовый осколок железного Сихоте-Алинского метеорита, упавшего на Дальнем востоке в 1947 году.

Центр Круглого зала Главного здания обсерватории отмечен как начальная точка отсчета геодезических и картографических координат России XIX - начала XX вв., через которую проходит знаменитый нулевой Пулковский меридиан. В Круглом зале размещены бюсты императора Николая I, а также первого директора обсерватории академика В.Я. Струве, академиков А.А. Белопольского и А.А. Михайлова. Все стены зала украшены портретами знаменитых астрономов и ученых.

В 2006 году, в добавление к существующей музейной коллекции медалей, тематически связанных с астрономией и историей Пулковской обсерватории («Медали на заложение Обсерватории», 1836 г., «Медали на открытие Обсерватории», 1839 г. и многих других), появились две новые - большая и малая «Памятные медали В.Я. Струве (скульптор Дегтярёв), продолжившие ещё одну давнюю традицию Обсерватории.


В конце 1992 года Астрономический музей, который до этого времени существовал на общественных началах, приобрел статус самостоятельного структурного подразделения (Отдела) при директоре Пулковской обсерватории (члене-корреспонденте РАН Абалакине В.К.) и его работа стала протекать в соответствии с положениями и требованиями полноценного музея страны. Музей выполняет все основные свои задачи и функции – осуществляет сбор, хранение, экспонирование, реставрацию, изучение экспонатов и документов. Формируются и постоянно расширяются его музейные фонды, в том числе фототека, музейный архив и библиотека. В 1998 г. Астрономический музей был объединен с Научным архивом Обсерватории и был образован Музейно-архивный отдел, который существует и в настоящее время. В 2002 г. музей вошёл на правах ассоциированного члена в «Союз музеев России» и принял активное участие во всероссийских фестивалях «Интермузей-2002, 2003 и 2004» и других музейных выставках.


Астрономический музей Пулковской обсерватории традиционно выполняет роль образовательного и просветительского центра Санкт-Петербурга и Северо-Запада России. Экскурсионная работа в Обсерватории, начавшаяся с момента её открытия в 1839 году, практически никогда не прерывалась даже в самые тяжелые для страны годы. Интересно отметить, что одним из первых посетителей Обсерватории был сам император Николай I с семьей, а первым экскурсоводом – академик В.Я. Струве. Эта важная работа продолжается и в наши дни. В 2002 г. при музее, из числа научных сотрудников обсерватории, была организована «Экскурсионная группа», участники которой поводят регулярные экскурсии и читают лекции для многочисленных посетителей обсерватории (до 15 тысяч человек в год). Это, в основном, учащиеся школ и других учебных заведений. Пулковская обсерватория - одно из немногих мест, где молодое поколение россиян может сегодня ознакомиться с историей и самыми современными достижениями мировой астрономии. В этом им помогает своей активной деятельностью Астрономический музей.


В ближайшее время планируется, реконструировав Меридианные залы Главного здания обсерватории, существенно расширить музейную экспозицию, превратив один из них - Западный меридианный зал, в новый экспозиционный зал – «Обсерваторию XIX века». Здесь, на свои исходные исторические фундаменты, будут установлены два знаменитых Пулковских меридианных инструмента – «Большой пассажный инструмент Эртеля-Струве» (использовавшийся для определения абсолютных прямых восхождений звезд) и «Большой вертикальный круг Эртеля-Струве» (использовавшийся для определения абсолютных склонений звезд), которые были заказаны В.Я. Струве в Германии у лучших немецких механиков и установлены в 1839 г. в Пулкове. По отзывам современников, это были лучшие в мире меридианные инструменты, наблюдения на которых принесли мировую славу Пулковской обсерватории и российской науке. Оба инструмента являются памятниками истории науки и техники.


2 апреля 1997 г., Указом Президента Российской Федерации, Пулковская обсерватория (включая Главное здание и весь её архитектурный комплекс, а также музейные, архивные и библиотечные фонды) была внесена в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и вошла в Список объектов всемирного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО.


Источники.


  1. Отчет директора НГАО за 1883/1884 гг. ПФАРАН. Ф.703. Оп.1 (до 1917 г.). Д.62.

  2. Немиро А.А. Астрономический музей Пулковской обсерватории // Сто лет Пулковской обсерватории. Сб. ст. М.-Л.: Изд. АН СССР. 1945. С.269-271.

  3. Jahresbericht a.m. 25. mai 1886 dem Comite der Nicolai-Hauptsternwarte abgestattet vom Director der Sternwarte. St. Peterburg. 1886. S.46-52.

  4. Годовой отчет директора НГАО за 1884/1885 гг. ПФАРАН. Ф.703. Оп.1 (до 1917 г.). Д.63.

  5. Ченакал В.Л. Зеркальные телескопы Вильяма Гершеля в России. Историко-астрономические исследования. Вып.IV. ГИЗ физ.-мат. литературы. М.: 1958. С.255-337.

  6. Акты об ущербе, причиненном за время войны и блокады Главной астрономической обсерватории Академии наук СССР, 1944 г. Научный архив ГАО РАН. Ф.1. Оп.1. Д.76. Л.50-56, 58, 59.

  7. Акт на временное поступление в Эрмитаж музейных предметов. АГЭ. Ф.1. Оп.5. Д.2659. Л.68.

  8. Щеголев Д.Е. Астрономический музей // 150 лет Пулковской обсерватории. Л.: Наука. 1989. С.300-306.